Моральное давление на ребенка

Учитель против школьника: что делать, если педагог применяет психологические давление

Моральное давление на ребенка

Эмоциональное насилие учителей может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать.

Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Яблочкина, профайлер, социальный психолог, основатель и вдохновитель проекта «Управление Общением».

Каково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России:

«У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях.

Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу.

Что ни учитель, то отдельная клиника. Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет “Дурак! Дебил!” за любое промедление в решении уравнения у доски.

На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов.

О какой любви к образованию может идти речь, когда каждый поход в школу — эмоциональное насилие? Когда вашим родителям врут про вас, а родители зачастую склонны верить учителю. Верить чужому человеку с чужими тараканами, больше чем собственному ребенку, с тараканами вполне родными, как минимум по крови…».

У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

Дети несправедливость кожей чувствуют! И тем она для них больней.Именно потому ребенок — идеальный вариант для абьюзера оттачивать мастерство и безнаказанно наслаждаться своей властью и контролем.

Но ведь так было не всегда.

Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.

• Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.

• Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

80% времени уходит на бумажную работу за пределами класса. Когда смотреть в глаза ученику?

Да и зачем? За это не доплачивают…

  1. Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.

  2. Поддержание разобщенности и противостояния в классе.

  3. Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

  1. Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.

  2. Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.

  3. Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.

  4. Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

Обычно учитель применяет психологическое насилие в классе в отношении только «избранных». Рассмотрим их.

Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет. Увы и ах!

В зоне риска две основные группы детей:

Первая категория — скромные, тихие, хорошо воспитанные дети из правильных семей, где все тихо и вежливо разговаривают друг с другом, где принято поддерживать друг друга, помогать, слушать и слышать. Вот такие дети впадают в шок и ступор при эмоциональных наскоках, истериках и качелях от «спокойно» до «ураган».

Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

Вторая категория — дети гиперактивные, энергичные, неуправляемые, еще в семье привыкшие к физическому воспитанию разными бытовыми предметами. Статус «хулиган» и «разрушитель» они приносят с собой из дома, полезных привычек и социальных навыков у них крайне мало, после себя оставляют разруху.

При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

Определяющий фактор: насколько хороший контакт у родителей с ребенком. Как хорошо вы знаете своего ребенка, как много с ним общаетесь?

Эмоциональное насилие учителя над ребенком возможно только при безразличии родителей!

Первый признак — поведенческий. Ребенок ведет себя не так как всегда.

С тихими детьми немного сложнее. Они могут замкнуться, не рассказывать, бояться огорчить папу и маму и так далее. Но в их поведении, играх, разговорах с игрушками, рисунках начнут происходить интересные диалоги, появляться новые слова и эмоции.

Родители, обращайте внимание на эти сигналы — что-то не так!

Активные дети начинают дома «отрываться».

Становятся еще более активными, агрессивными, склонны ломать, крушить, причинять вред себе: прищемил палец, поранился, обжегся и так далее.

Это аутоагрессия, желание причинить вред себе за то, что не смог себя защитить в социуме, совмещенная с потребностью привлечь любовь и заботу, но опять через боль.

Срочно поддерживаем через любовь, защиту и опору!

Ребенку нужен надежный тыл. Всегда!

Второй признак — физиологический. Ребенок может начать плохо спать, плохо есть, жаловаться на боль в животе (область желудка и поджелудочной железы). Это все признаки стресса, в котором находится ребенок.

Обратите внимание! Анорексия, булимия, причинение прямого вреда своему телу и здоровью у детей часто совпадает с активным нежеланием ходить в школу. Срочно начинаем решать вопросы в школе. Вплоть до перевода в другой класс или в другую школу к другому учителю.

Эмоциональное насилие может иметь вполне серьезные физические последствия.

Одно некорректное слово, сказанное против ребенка значимым взрослым учителем при одноклассниках, способно на много лет испортить здоровье, внешность, а порой даже стать угрозой жизни.

Там, где родители занимаются своими детьми, абьюзинг учителя будет очень быстро замечен и прекращен.

Первое, чему учим детей: честности и открытости.

Учим ребенка говорить учителю о своих чувствах:

«Мне это неприятно», «Мне так больно», «Мне так плохо», «Я так не понимаю», «Пожалуйста, разговариваете со мной вежливо и спокойно» и так далее.

Ребенок должен знать, что у него есть права, что он имеет возможности заявить о них открыто, без страха и сомнений. Ребенок должен быть уверен, что есть люди, которые его всегда поддержат. Которые всегда на его стороне. Это вы, родители.

Хорошо помогает диктофон на школьном столе во время уроков и на переменах. Уголовный кодекс никто не отменял. Ребенок может записать общение с учителем в классе. Это его право. Запись станет основой для правовой оценки деятельности педагога и его соответствию должности.

Помним!

Школа несет юридическую ответственность за ребенка, за все, что с ним происходит в течение всего учебного дня.

От момента, когда ребенок зашел в школу, до момента, когда он ушел домой.

Родители, воспитываем себя, учимся создавать доверительные отношения со своими детьми. Там, где ребенка только осуждают, оценивают и сравнивают, места для доверия нет. Как нет места и для любви.

Лучшая защита для ребенка — это безусловная, но мудрая родительская поддержка и любовь.

Мы, родители, не против кого-то, просто мы всегда ЗА своих детей.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/uchitel-protiv-shkolnika-chto-delat-esli-pedagog-primenyaet-psikhologicheskie-davlenie.htm

Психологическое давление на ребенка статья ук рф

Моральное давление на ребенка

Ему необходима уверенность в себе, самообладание, здоровая недоверчивость и внимательность. Очень важно вовремя заметить начало манипуляции. Это легко – человек почувствует, как на его слабые места оказывается давление.

Поэтому нужно стать такой самодостаточной личностью. Любое грубое слово должно превратиться в своеобразный сигнал, напоминающий человеку о том, что пора активировать защиту, и не поддаваться на провокации.

Следует понимать, что манипуляторы не руководствуются специальным перечнем, где написано как надавить на человека психологически.

Это значит, что манипулятор не выбирает только один способ давления — в жизни могут встретиться самые изощренные сочетания стратегий, которые меняются по ходу воздействия на жертву.

Выбираются эти способы в зависимости от наития и степени испорченности манипулятора, т. е. его фантазию практически ничто не ограничивает.

В связи с этим и стратегии преодоления должны быть гибкими. Чтобы знать, как противостоять психологическому давлению, требуется осознать, что оно на вас оказывается. Иногда сделать это очень сложно: как уже было сказано, способов оказать психологическое давление на человека очень много и они могут образовывать самые неожиданные сочетания.

Поэтому требуется регулярно задавать себе вопрос: я делаю это, потому что мне хочется, или это хочет кто-то другой? Если при ответе на вопрос чувствуется некоторая разорванность, раздвоенность, если ваша мотивация оказывается продиктована извне конкретным лицом — это и есть признак того, что на вас оказывается давление.

Психологическое давление можно победить, прибегнув к прямолинейному отпору. Однако это работает далеко не на всех манипуляторов, да и не каждая жертва может сохранить «боевой настрой». Прямолинейный ответ подразумевает, что жертва, осознавшая свое положение, сообщает манипулятору о том, что его требования нереалистичны или нежелательны.

Работа над собой и своей самооценкой. Не секрет, что психологическое давление на человека проще оказать, если он не уверен в себе и собственных силах. Самостоятельно выйти на более высокий уровень своей жизни, особенно для человека, который уже находится под прессингом, практически невозможно, поэтому в подобных ситуациях необходимо вмешательство специалиста.

Психолог Никита Валерьевич Батурин проводит тренинги и практические занятия, посвященные личностному росту, а также помогает людям, попавшим под влияние манипуляторов, осознать свои собственные цели и научиться избегать давления со стороны.

Особенно помощь специалиста требуется, если токсичное окружение охватывает непосредственный круг общения жертвы – семью или близких.

Психолог научит, как противостоять психологическому давлению мужа или родителей, не разрушая при этом семейных связей.

Это более деликатный метод, при помощи которого оказывается психологическое давление. Им владеют не все. Ведь нужно уметь осуществлять воздействие на чужое сознание, провоцирующее некритичное восприятие им установок и убеждений.

Кстати, не нужно стесняться показывать «кукловоду» свои эмоции. Это его обличит, и он отстанет. Можно обойтись простой фразой, вроде: «Я тебе ничего не обязан, а из-за твоей настойчивости я чувствую себя неблагодарным!».

Психологическое давление: защита от манипуляций в нескольких приемах

Психологическое давление сложнее распознать, чем преодолеть. Если вы точно знаете, кто и в каких вопросах оказывает на вас давящее воздействие, вам помогут несколько простых приемов защиты. Они могут казаться малозначительными, однако если вы отдаете себе отчет, против чего и зачем вы их применяете, то они сработают. Приемы против психологического давления следующие:

  • Создавайте «барьеры». Если вы чувствуете, что начинается неприятный разговор, в котором вас будут пытаться «задавить», ставьте между собой и собеседником различные предметы. Пепельница, стул, чашка, мобильник — любой, даже незначительный, предмет на пути от манипулятора к вам может стать вашей ментальной «защитой» и преградой на пути агрессивного воздействия.
  • Принимайте закрытые позы. Кладите ногу на ногу, скрещивайте руки, прикладывайте палец к губам или бровям, подпирайте ладонью лицо. Все эти естественные преграды, которые вы создаете собственным телом на пути агрессивного воздействия, помогут вам мыслить более критично по отношению к тому, что вам вменяет собеседник. Кроме того, эти позы придают уверенности.
  • Создавайте мысленные препятствия. Очертите своим воображением круг возле себя, выстаивайте купол или стену, можете мысленно поместить себя в скафандр. Представьте, что за воображаемым барьером находится ваша зона безопасности, куда не может проникнуть никто, как бы он ни старался.
  • Отвлекайте внимание манипулятора. Двигайте предметы перед ним, выполняйте различные манипуляции, кашляйте, зевайте, потягивайтесь: проявляйте любую двигательную активность, которая не даст оппоненту сосредоточиться на том, что он говорит. Главное, не переусердствовать, ведь все должно выглядеть естественно.
  • Представьте собеседника в забавном виде. Например, мысленно нацепите на вашего важного начальника шутовскую шапку или сделайте его кричащим пингвином. Пока вы сосредоточены на создании забавного образа, у вас не будет времени бояться, а значит, будет больше возможностей обдумать поступающую информацию и противостоять ей.

Перечисленные приемы помогут приобрести уверенность и найти психический ресурс для того, чтобы противостоять манипулятору. Эти приемы можно применять постоянно, однако их недостаточно, чтобы конструктивно обсудить спорный предмет и безоговорочно вернуть себе преимущество в ситуации.

Какая Статья За Психологическое Давление На Ребенка

В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место – именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь. Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее – он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном.

Бесцеремонно вмешиваясь в личное пространство ребенка, жестоко контролируя каждый его шаг, принуждая, угрожая, подкупая или наказывая его – словом, как умеют, родители оказывают психологическое давление на своего ребенка .

  1. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» № 122-З от 4 января 2014 года.
  2. Сведения МВД РБ о правонарушениях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений за 9 месяцев 2014 года.
    [онлайн] – Сайт МВД РБ.
  • денежный штраф, размер которого может составлять 100 000 рублей или ежегодный заработок обвиняемого в жестоком обращении с детьми;
  • обязательные или исправительные работы в течение срока до трёх лет;
  • запрет на занятие определённых должностей в учреждениях воспитательного или образовательного характера в течение срока до пяти лет;
  • тюремного заключения до трёх лет.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; (в ред.

Источник: https://petamusik.ru/psikhologicheskoe-davlenie-rebenka-statya/

Психологическое давление на ребенка

Моральное давление на ребенка

(перестанем давить на наших детей)

Бесцеремонно вмешиваясь в личное пространство ребенка, жестоко контролируя каждый его шаг, принуждая, угрожая, подкупая или наказывая его – словом, как умеют, родители оказывают психологическое давление на своего ребенка.

Многие уверены, если указывать ребенку на его недостатки и недоработки, то он будет стремиться их исправить. Но получается по-другому: дети всё больше сомневаются в своих силах, чувствуют себя виноватыми и очень быстро перестают себе доверять.

Но почему мы часто ведем себя именно так? Жестокое (давящее) поведение отражает прежде всего собственные страхи и тревоги родителей, боязнь, что у них не хватит времени, сил и способностей для воспитания. Взрослые не уверены в том, что будет завтра (с их работой, семьей и страной), и поэтому сегодня стараются впрок.

И перестают быть союзником ребенка, а становятся теми, кого нужно успокаивать или кому нужно угождать.

На такую ситуацию дети реагируют по-разному, в зависимости от характера и типа нервной системы. Некоторые протестуют и становятся агрессивными. Могут совсем забросить учебу: зачем усердствовать, если ими все равно всегда недовольны? Другие, наоборот, стараются изо всех сил. Но быстро истощаются, становятся обидчивыми или капризными, иногда начинают много болеть.

Как этого избежать, оставаться твердым и последовательным, не разрушая личность ребенка? Прежде всего нужно отличать давящее поведение от требовательного. А для этого родителям надо понять, что они чувствуют, когда общаются с ребенком.

Раздражение, гнев, досада или обида вызывают мгновенную (защитную) реакцию – то есть мы давим на ребенка, добиваясь от него беспрекословного выполнения наших правил и запретов. Требовательность же возникает с ясным пониманием приоритетов.

И тогда главным для нас становятся не оценки, а любознательность и активность ребенка. Быть требовательным – значит постоянно поощрять его в движении вперед, учитывая как сильные, так и слабые стороны характера.

Наблюдать за его развитием, поддерживать и защищать его, когда он в этом нуждается, и радоваться вместе с ним, когда он приобретает новые знания и навыки.

Как помочь ребенку учиться без стресса?

1. Не торопиться! Ребенок постоянно развивается. Этот процесс может происходить очень активно, зато в другие моменты он словно замирает, набираясь сил для следующего рывка.

Поэтому взрослым стоит разрешить себе «примириться» с тем, каков ребенок сейчас. Не торопиться, не настаивать, не заставлять немедленно все исправить, стать другим.

Стоит, наоборот, прислушиваться к ребенку, наблюдать, помогая ему опираться на его позитивные стороны, и поддерживать, когда проявляются слабости.

2. Извлекать пользу из ошибок.

Не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Верно и обратное: кто что-то делает, ошибается. По крайней мере иногда. Приучайте ребенка анализировать причины неудачи – так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке.

Уточняйте, что осталось непонятным, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала. Но никогда не делайте задание вместо него – делайте вместе с ребенком.

Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий, проекта по биологии, отзыва о книге или сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ним новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в интернете.

Такой «деловой» опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребенку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и самому искать новые решения. Нет ничего более успокаивающего и восстанавливающего, чем моменты совместных занятий в кругу семьи.

Вместе готовить, мастерить, устраивать игры, смотреть и комментировать передачу или фильм – столько невидимых, но фундаментальных способов обучения! Обменяться мнениями, сравнить себя с другими, иногда выступить друг против друга – все это помогает развивать критический ум, который, в свою очередь, поможет взглянуть на ситуацию со стороны и держать стресс на расстоянии.

3. Планировать вместе.

В какое время лучше делать уроки; взяться сначала за самое легкое или самое сложное; как правильно организовать рабочее место – именно родители должны научить ребенка планировать свою ежедневную жизнь.

Это поможет ему легче принимать решения, стать спокойнее – он перестанет садиться за письменный стол в последнюю минуту перед сном. Обсуждайте с ним его работу, объясняйте, что и для чего нужно, почему это стоит организовывать именно так.

Со временем ребенок научится самостоятельно планировать свое время и организовывать пространство. Но сначала родители должны показать, как это делается, и делать это вместе с ним.

4. Создавать мотивацию.

Ребенку интересно, если он хорошо понимает, зачем он учится. Разговаривайте с ним обо всем, что его увлекает. Напоминайте: успех приходит, если мы любим то, чем занимаемся, получаем от этого удовольствие, видим в этом смысл. Это поможет ребенку разобраться в своих желаниях, лучше понять свои интересы.

Не требуйте многого, если вам самим учиться, читать, узнавать новое не очень-то и интересно. И наоборот, активно демонстрируйте свое любопытство к новому, если вы учитесь всю жизнь. Можно обратить его внимание на те знания и умения, которые понадобятся ему для осуществления детской мечты.

Например: ты хочешь быть кинорежиссером или врачом? На режиссерском факультете изучают историю изобразительного искусства и литературы. А врачу надо обязательно знать биологию и химию… Когда есть перспектива, у ребенка возникает сильное желание поскорее добраться до своей мечты.

Страх исчезает, и учиться становится интереснее.

5. Воспитывать не оказывая психологического давления на ребенка.

Не раздражаться из-за неудач и избегать чрезмерной опеки – так можно было бы сформулировать двойное правило педагогики. Представьте такую ситуацию: ребенок учится ездить на велосипеде. Когда он падает, разве мы сердимся? Конечно, нет. Мы успокаиваем и подбадриваем его.

А потом бежим рядом, поддерживая велосипед, — и так до тех пор, пока он не поедет сам. Так же стоит поступать и в отношении школьных дел наших детей: объяснять то, что непонятно, рассказывать о том, что интересно. Делать вместе с ними что-то увлекательное или трудное для них.

И, почувствовав встречную активность ребенка, постепенно ослаблять собственную – так мы освободим ему пространство для самостоятельного развития.

Источник: http://mallishok.ru/psixologicheskoe-davlenie-na-rebenka/

Таблица унижения. Проблемы психологического давления в семье

Моральное давление на ребенка

Среди встречающихся в семье видов насилия психологическое давление имеет свои особые черты. Самое, на первый взгляд, мягкое, оно похоже на подводный камень — его сложно заметить в бурном течении семейной жизни, но тем сильнее боль при столкновении с ним. Где находится та грань, за которой обоюдные упреки превращаются в нездоровые отношения тирана и жертвы?

Просто ссора?

В контексте семьи психологи выделяют две основные группы насильственного поведения: насилие физическое и психологическое. Последнее может показаться относительно безобидным, но это впечатление обманчиво.

У многих наших соотечественников отсутствует четкое понимание того, что представляет собой это явление и чем оно отличается от ссор, которые случаются в любой семье. Случаи психологического прессинга в семье мало освещаются в СМИ, поскольку сенсации из них не сделаешь.

Заявлений в милицию с жалобами на психологическое давление не поступает: побои с тела снять можно, а с души — нет. Но именно с него начинаются горькие семейные истории, которые можно было бы написать совсем по‑другому.

Виды насильственного поведения представляют собой структуру по типу матрешки: одно понятие входит в другое, более широкое. Самым объемным, включающим в себя остальные виды, является как раз понятие психологического насилия.

С него все начинается, и дальнейшие действия тирана становятся лишь его проявлениями, частными случаями.

Во многих внешне благополучных семьях, в которых немыслимо поднять руку на женщину или ребенка, психологический прессинг становится нормой, единственным способом общения старших и младших, его и ее.

Что же представляет собой психологическое давление? Главными действующими лицами становится пара «жертва — тиран». Поведение тирана характеризуется следующими действиями:

  • подавление у жертвы уважения к себе, чувства собственного достоинства, ценности своей личности;
  • подавление возможности самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность;
  • унижение, оскорбления, чрезмерные требования, которые заведомо нереально выполнить, за которыми следует чрезмерная критика жертвы;
  • запрет на действия и переживания, на свое мнение;
  • изоляция, запрет на общение с родственниками, друзьями, коллегами;
  • патологическая ревность;
  • вспышки гнева, которые тиран вымещает на жертве;
  • шантаж и запугивание;
  • обвинение жертвы в своих неудачах;
  • ущемление основных потребностей человека, включая психологические потребности — в безопасности, в привязанности, в свободном проявлении себя.

Поводов для такого поведения находится множество: слишком домашний вид жены («распустилась!») или слишком праздничный («для кого это ты так вырядилась?»), ребенок плачущий или громко играющий («какая из тебя мать?»), женщина работающая («жена должна сидеть дома!») или неработающая («сидишь на моей шее!»).

В отличие от рядовой ссоры или временной неприязни, подобные придирки могут продолжаться бесконечно.

Если в конфликте, вызванном объективной причиной, стороны все же стремятся к его решению и завершению, то тиран не желает прекращать ни конфликт, ни отношения, ведь для него это своего рода зависимость — без жертвы он не сможет компенсировать свои старые травмы.

Жертва же в силу своих психических особенностей часто склонна не менять ситуацию, а адаптироваться к ней. Чем больше терпит жертва, тем сильнее давление со стороны насильника, поскольку ему необходим эмоциональный ответ.

Действия тирана довольно скоро оставляют свои следы на психике человека. Постепенно жертва теряет доверие к себе и к миру, ее восприятие себя становится все более размытым; уступчивость и угодливость, стремление все исправить в отношениях с тираном перемежаются с агрессией.

В зависимости от силы и продолжительности стресса у жертвы могут появиться психосоматические заболевания, суицидальные наклонности, зависимость (наркотики, алкоголь, булимия, анорексия). Жертва не опирается на свои ощущения, не доверяет им и потому оказывается не в состоянии понять, каково ей в ситуации насилия.

Отсюда большое количество пострадавших, которые не принимают никаких шагов к реальному изменению ситуации, хотя и соглашаются, что делать что‑то надо.

Палка о двух концах

Ничего не случается вдруг. И превращение молодого человека в домашнего тирана тоже не происходит мгновенно. Возможно лишь развитие, усугубление уже имеющихся у человека склонностей.

Поэтому в истории жертвы всегда присутствует момент, когда она пропускает какой‑то важный, тревожный звонок, не хочет замечать его.

Поскольку жертвами психологического прессинга чаще становятся женщины, которые уже сталкивались с подобным в родительской семье, им свойственно не доверять своим ощущениям, своей интуиции, а значит, не замечать «посланий» потенциального тирана.

Какое бы начало ни имела история отношений жертвы и тирана, есть общие черты виктимного поведения и склонной к подобным отношениям личности. Они не только увеличивают шансы женщины стать жертвой, но и значительно затрудняют выход из причиняющих боль отношений. К предпосылкам виктимных отношений можно отнести:

  • Опыт позиции жертвы в родительской семье или прежних отношениях.
  • Встреча с тираном произошла в тяжелый для жертвы момент (конфликты в семье, расставание с предыдущим партнером, стихийное бедствие), и тиран теперь ассоциируется с выходом из кризиса. Формируются зависимые отношения, в которых жертва подсознательно воспринимает тирана как необходимый атрибут своего благополучия.
  • Комплекс спасателя у жертвы: «я спасу его от… (алкоголизма, наркомании, заблуждений, самого себя и т. д.)».
  • Комплекс мученицы, при котором жертва извлекает вторичную выгоду из сожительства с тираном, своим страданием привлекая к себе внимание и сочувствие окружающих.

И все же в ситуации психологического давления нет сильного и слабого: можно сказать, что мы имеем дело с двумя слабыми сторонами. Только слабость каждый из них проявляет по‑разному.

Для активной стороны, стороны тирана, она заключается в том, что он транслирует свой опыт, полученный в родительской семье. Так относились к нему значимые для него люди, и теперь он так относится к своим близким.

Отыгрываясь на жертве в ситуации, где он может проявить власть и силу, тиран компенсирует свои болезненные переживания беспомощности и униженности. Прожить этот опыт иным путем он не в силах.

Слабость жертвы в том, что она ведется на манипуляции тирана, ищет ему оправдания и видит причины насилия в себе. Как бы жертва ни обманывала себя, ни убеждала, что «это у семьи сложный период» или «все наладится», она все равно чувствует, что происходящее неприемлемо. Но прекратить это ей крайне тяжело.

Она умеет жить именно так, приспосабливается именно к этой боли, причиняемой тираном, и как жить иначе, она не представляет. Довольно часто встречаются ситуации, когда женщины, столкнувшиеся с такого рода тиранией в родительской семье или в первом браке, не могут быть счастливыми даже с положительным во всех отношениях и любящим мужчиной.

В их опыте отсутствует это состояние — безопасности и счастья.

Жертва цепляется за некую «надежду», за которой на самом деле скрывается страх реальных перемен. Терпеть бесконечные унижения или рискнуть и прервать их — это выбор жертвы, ее ответственность.

Бывают и такие случаи, когда женщине некуда уйти и не на что жить, и тогда приходится выбирать между физической безопасностью (крыша над головой и питание) и психологическим комфортом. В этой ситуации жертва не в состоянии самостоятельно изменить подобное положение вещей.

Скорее всего, ей понадобится длительная помощь психолога и близких людей, потому что пока не изменится она сама — не изменится и ситуация в ее семье.

Выход есть

Существует множество рекомендаций, как вести себя женщинам, столкнувшимся с физическим насилием в семье. И гораздо меньше — что делать тем, кто столкнулся с психологическим давлением.

Во многом так происходит потому, что в каждом конкретном случае необходима очная консультация психолога: ведь кто‑то годами действительно терпит унижения и запреты, а кто‑то называет «давлением» вполне обоснованные претензии своей половины.

И все же вот несколько действенных рекомендаций, способных облегчить жертве жизнь.

  • Уважайте свои чувства и ощущения, прислушивайтесь к себе — психологический дискомфорт сегодня может превратиться в нервный срыв или психосоматическое заболевание завтра.
  • Старайтесь здраво и осознанно смотреть на ситуацию. Если тиран обвиняет вас, действительно ли это ваша вина? Какова мера ответственности самого тирана? Так ли существенно для жизни семьи то, в чем он вас обвиняет?
  • Не думайте, что поведение тирана само по себе сойдет на нет. Во время его вспышек гнева попробуйте сохранить спокойствие и не подпитывайте его своими эмоциями. Когда он успокоится, постарайтесь поговорить с ним: расскажите, что не считаете обвинения обоснованными, что его поведение для вас неприемлемо.
  • Чаще рассказывайте себе о том, кто вы, какие у вас положительные качества, какие счастливые моменты были и есть в вашей жизни, напоминайте себе о своих достижениях. Тирану свойственно беспощадно обесценивать жертву. Почаще вспоминайте, что вы — личность, которая достойна уважения к себе.
  • Категорически пресекайте попытки тирании по отношению к вашим детям. Они тоже заслуживают уважения и вовсе не должны чувствовать себя ущербными, как бы тирану ни хотелось изобразить их такими.
  • Старайтесь по возможности избежать или снизить до минимума физическую и материальную зависимость от насильника.
  • В случае затяжного психологического давления отнеситесь к нему серьезно и обратитесь за помощью, если вы не в силах изменить ситуацию самостоятельно.

  в журнале для родителей «Виноград» (№4(48) июль-август 2012)

бракженажертвамужнасилиеотношенияпсихологическое давлениесемья

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции.

Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.

В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Источник: https://www.matrony.ru/tablica-unizheniya-problemy-psixologicheskogo-davleniya-v-seme/

Признаки чрезмерного давления на ребенка – Развитие ребенка

Моральное давление на ребенка

Большие ожидания, возложенные на ребенка, могут быть полезными, но в то же время оказание чрезмерно давления может иметь вредоносные последствия. В данной статье представлены пять явных признаков того, что вы оказываете слишком большое давление на вашего ребенка.

1. Вы критикуете чаще, чем хвалите

Сосредотачивая свое внимание на ошибочных и неправильных поступках ребенка, вы не замечаете правильных.

Многие родители игнорируют хорошее поведение ребенка, лишь потому что считают, что детей не нужно хвалить за то, что они «хорошие», а необходимо заставлять их становиться «лучшими». Однако слишком большое количество критики может иметь травмирующие последствия.

Старайтесь отмечать те моменты, когда ребенок ведет себя хорошо, и пусть количество похвал в его адрес (из уст всех членов семьи) превышает количество критики – в каждой из сфер его жизни.

2. Вы контролируете деятельность ребенка до мельчайших подробностей

Родители, которые оказывают на детей чрезмерное давление, рискуют превратиться в перестраховщиков. Если вы пристально следите за ежедневными занятиями своего ребенка, такими как уроки, домашние обязанности, игры и т. п.

, и при этом стремитесь убедиться, что он все делает правильно, вы, вероятно, оказываете на него чрезмерное давление.

Хотя очень важно участвовать в жизни ребенка, слишком пристальное внимание к его занятиям может иметь негативные последствия.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок преуспевал, позвольте ему совершать ошибки и сталкиваться с их естественными последствиями.

Хотя, может, и тяжело наблюдать за тем, как ребенок получает плохую оценку за контрольную работу, к которой он совершенно не подготовился, или за тем, как он упускает возможность, потому что не прикладывает достаточно усилий, иногда такие последствия служат ему лучшими уроками.

3. Вы убеждены, что любая ситуация имеет жизненно важные последствия

Если вы говорите ребенку о том, что большинство ситуаций требуют подхода «пан или пропал», вы определенно оказываете слишком большое давление на него.

Высказывания типа «Если ты не забьешь гол в этой игре, тренер не будет выпускать тебя в основном составе» или «Ты должен получить 12 за эту контрольную, если хочешь попасть на школьную доску почета», дают ребенку понять, что у него есть только один шанс, чтобы добиться успеха.

Да, в жизни бывают ситуации, когда такая точка зрения реалистична, например, когда у выпускника школы появляется возможность пройти собеседование для поступления в престижный университет – и все же ситуации, когда есть только один шанс на успех, встречаются редко.

Тем не менее, для многих родителей входит в привычку рассматривать каждый тест, соревнование или выступление как самое важное в жизни. Старайтесь напоминать себе и ребенку, что в жизни есть множество возможностей для успеха, и отдельный результат не способен перечеркнуть все.

4. Вы проводите сравнение с другими детьми

Постоянно напоминая своему ребенку «Твоя сестра победила на олимпиаде по математике, потому что она усердно занималась» или «Ты заметил, сколько голов забил сегодня Максим? Я думаю, что ты можешь забивать больше, чем он, если будешь чаще тренироваться», постоянно сравнивая его с другими детьми, вы ставите ребенка в непрерывную конкуренцию с окружающими, не учитывая его индивидуальность.

Когда детей сравнивают с другими, тем самым подвергая давлению, это снижает их готовность делать что-то, в чем они не преуспевают.

Они могут отказываться играть в футбол, если не бегают быстрее всех, или отклоняют предложение об участии в математической команде, если кто-то из участников умнее их. Вдохновляйте ребенка становиться лучше, конкурируя с самим собой.

Говорите о том, как важно учиться и практиковаться, чтобы становиться лучше сегодня, чем вчера, – независимо от того, как справляются с этим окружающие.

5. Вы часто теряете самообладание

Оказывая на детей большое давление, родители часто сами ощущают прессинг. Когда дети не отвечают их ожиданиям, они быстро приходят в состояние разочарования и подавленности. Если вы выходите из себя, потому что ваш ребенок не так хорош, как вам хочется, вы, вероятно, оказываете на него слишком большое давление.

Возможно, ваш ребенок не станет выдающимся автогонщиком и не будет лучшим выпускником своего класса.

Но если вы оказываете на него давление, чтобы он стал тем, кем вовсе не хочет быть, это только вызовет стрессовое состояние у всех членов семьи.

Найдите здоровый баланс, который позволит вам воодушевлять ребенка становиться лучше, не заставляя его соответствовать вашим нереалистичным ожиданиям.

Оцените публикацию

статьи: 4 из 5 на основе 1 оценки.

Мир

ОК

Развитие ребенка
29.12.2015

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/786/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.